Schlammpeitziger «Augenwischwaldmoppgeflöte» (A-Musik, 2000)
Мой собеседник - кёльнский музыкант Джо Циммерман, заведующий проектом Schlammpeitziger (это немецкое слово произносится как Шлампайцигер). Его компакт-диски выпускает лейбл A-Musik.
Schlammpeitziger славен своим оголтело дешёвым саундом. Немецкий журнал Keyboards, предназначенный для профессионалов и любителей звукозаписи, пару лет назад поместил огромное интервью с Джо - музыкантом, абсолютно игнорирующим всё, о чём пишет этот журнал последние лет этак пятнадцать.
Как оказалось, журналисты и читатели Keyboards были искренно убеждены, что все те синтезаторы, спецэффекты, рекордеры, микшерные пульты, мониторы и компьютерные программы, которыми из номера в номер наполняется журнал, жизненно необходимы для изготовления и записи современной электронной музыки. Как оказалось, это не совсем так.
***
Историю своей жизни Джо Schlammpeitziger рассказал быстро и безо всякого энтузиазма. Ему 36 лет. Музыку никогда не изучал. Электронной музыкой заинтересовался в середине 80-х, тогда это был индастриал. В 1986-ом купил себе маленький синтезатор Casio со встроенным секвенсором и использует его до сих пор. Я должен отметить, что фирма Casio выпускает аппаратуру для малолетник детей, выражение «casio-sound» - это синоним аудио-халтуры на грани неисправимой катастрофы.
Джо играл в разных проектах, в том числе вместе с Йоргом Фоллертом, но его коллеги полагали, что клавишник должен знать ноты, Джо их покинул. В 1991-ом родился проект Schlammpeitziger. Через два года была выпущена первая кассета, потом вышла грампластинка и пошло-поехало... в 1996-ом - первый компакт на лейбле A-Musik. Записывает Джо и музыку вместе с парнем, которого зовут Феликс Рандомиц.
***
Я пытаюсь выведать у Джо причины его приверженности low-fi эстетики.
Почему всё звучит так грубо и плохо? Дело ведь не в нехватке времени? Ты вполне можешь перейти из разряда low-fi в hi-fi...
«Low-fi сейчас уже не играет для меня никой роли, - отвечает мой собеседник. - У меня появились новые машины: дигитальный рекордер, ящик с эффектами и семплер. Я занимаюсь очень мелкой работой - всё аранжировать, записать на магнитофон, обработать, переписать, что-то добавить, опять переписать... ты не должен полагать, что всё это цак-цак, само собой берётся. Да, для меня очень важно иметь инструменты, которыми легко пользоваться, но это вовсе не означает, что и музыка получается легко, за два-три часа. Я только что закончил ремикс для ребят из Klangwart, - так я над ним три месяца бился. То то не нравится, то это... Обычно такую историю бросают, но я упёрся. Иногда мне хватает одного дня, но, как правило, быстрее чем за две недели я с одной вещью не справляюсь. Это как с моими рисунками. Масса деталей, масса хитростей. Это не просто - вывалил первое, что получилось... это будет сразу заметно, мне это не интересно».
Насколько важен для тебя твой хвалёный Casio-синтезатор, этот Casio-звук?
«Совершенно неважен. Важен принцип - тебе не нужна тысяча марок, чтобы делать пристойную музыку. Hi-Fi - это, по-моему, то, что прекрасно подходит ко всему остальному, сочетается со всем остальным - с радио, клубом, журналом... Но сейчас на моих приборах уже есть эффекты, которые называются low-fi. Ты можешь себе представить? Предполагается, что я буду использовать на дешёвом приборе эффект, имитирующий паршивый звук. Как будто нет другого способа записать дряной саунд! Это абсурд!»
Джо, я послушал твой компакт-диск в хорошей стерео-студии и должен сказать, что некоторые пассажи звучат как сквозь подушку, в ударных начисто отсутствуют высокие частоты... Почему? Куда они делись? Откуда эта тупость и вата? Должен я её вопринимать как хорошую музыку, которая просто плохо записана? Или, может быть, ты не слышишь, что она плохо записана? Я знаю одного профессора московской консерватории... такой бодрый белобородый дед, он ведёт класс инструментовки и композиции... так он слышит в симфоническом оркестре тончайшие изменения тембра, но дома у него - катастрофически плохо записанные кассеты. Для меня на них - одна вата, а он их слушает и кивает головой - музыканты хорошо играют, говорит...
Джо одобрительно смеётся:
«Мне нравится твой профессор. Это похоже на меня. Может быть, я не подозреваю, как звучит моя музыка на самом деле. В мастеринг-студии звукотехники просто падают со стула, услышав мои записи... но то, что считают за приличную запись они, меня просто убивает. Это дрянь, это стандарт. Я к этому никогда не буду иметь отношения».
Ну, хорошо, твой саунд - это результат целенаправленных усилий, или он получается сам собой из-за низкокачественной технологии?
«Я честно пытаюсь получить максимум качества. Но я до сих пор работаю с восьмидорожечным магнитофоном Tascam, знаешь, он пишет на маленькие кассеты: это факт, что у них не такой широкий диапазон, как у компьютера. Для меня огромным шагом был переход с четырёх дорожек на восемь... я бы посмотрел, как ты отреагировал бы на мои четырёхдорожечные записи! У меня до сих пор нет компьютера, я не имею понятия, что я с ним делал бы...
Я предпочитаю прогрызаться вперёд очень медленно и осторожно. Я работаю без микшерного пульта... вот видишь, у тебя тоже глаза выпучились... да, я могу работать и без микшерного пульта.
Я не буду гнаться за Hi-Fi-эффектом. Для меня это не важно. Ты прав, наверное, я этого просто не слышу, не замечаю. Я получил массу писем после моего интервью в журнале Keyboards - «эй, признайся, ты всё-таки мечтаешь о классной студии!» Они просто не поняли, о чём идёт речь. Изготовление музыки доставляет радость, умение вслепую обходиться с твоими приборами развязывает тебе руки, иметь возможность немедленно реализовать свой замысел - это счастье... а тараканьи бега: кто запишет бас качественнее и звончее, кто при помощи эффектов лучше вытянет плоский вокал... они сами бегают наперегонки и возмущаются, что кому-то на них наплевать. Ты думаешь, я покупаю и слушаю пластинки, ориентируясь на качество записи? Кто вообще покупает музыку, ориентируясь на качество записи?
Перепродюсированная музыка ужасна. Разве это секрет?
Ты предполагаешь, что мне есть куда, так сказать, совершенствоваться? Предположим. Но куда именно? В сторону качественного звука?! Проблема-то в том, что современные синтезаторы не только стоят кошмарных денег, они и звучат кошмарно. Они мне совсем не нравятся! Они все звучат одинаково. Вся современная электронная поп-музыка звучит одинаково. Можно ли упрекать того, кто хочет от этого воздержаться?»
Я не хочу действовать тебе на нервы, но ещё один формальный вопрос: тебе приходилось бывать в профессиональной студии? Ты пробовал там работать?
«Конечно».
Ну и как?
«Катастрофа. Ты ничего не можешь сделать, и что бы ты не делал, всё звучит одинаково. Я вовсе не испытываю никакой потребности полировать и вычищать свою музыку, делая вид, что у меня приличная студия. У меня есть другие заботы. В музыке есть много чего другого, что требует моего внимания».
Что такое Schlammpeitziger?
«Э-э-э... это такая маленькая рыбка».
© Андрей Горохов | март 2001
muzprosvet.ru/schlammpeitziger.html